Рекомендации для супругов

Рекомендации для взрослых людей, проживающих парой, основываются на общих положениях концепции стресса (учет собственных защитных стратегий, типа темперамента, личностных особенностей в условиях адаптации к новой ситуации). Однако отметим, что в стрессе человек неосознанно концентрируется на собственном состоянии (инстинкт самосохранения), что может отражаться в восприятии партнера как образ собственной «ненужности». Проблемы между супругами будут возникать именно вокруг ощущения «ненужности». Минимизировать риски конфликтов можно. Для этого существуют четыре простых правила:

1. Осознать актуальность потребности в самосохранении, безопасности, которая, скорее всего, будет выражаться в желании дополнительной «родительской» заботы и сочувствия от партнера.

2. Стабилизировать эмоциональное состояние проведением специальных упражнений антистрессовой направленности (см. выше).

3. Поразмыслить над своим желанием в особой заботе и постараться «снять» с партнера эту родительскую функцию.

4. Попробовать «закрыть» возникший дефицит родительской любви техниками, способствующими саморазвитию (профессиональному, творческому, личностному). Например, время, освободившееся от переживаний, посвятить обучению новым навыкам (изучению иностранного языка или прочитать давно запланированную книгу и т.п.).

Главное, чтобы Вы в этой деятельности получили заряд любви от самих себя! Может тогда и партнера сможете понять, когда он (она) увлеченно смотрит любимый фильм, спортивную передачу или с вдохновением «кулинарит».

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

в период профилактической самоизоляции

Режим самоизоляции для профессионально и социально активных людей не просто непривычен – он является стресс-фактором. Поэтому необходимо время для адаптации к новым условиям и образу жизни, часто связанными с удаленной работой. Дети же привыкли видеть родителей целый день дома только в отпуск, когда родители свободны, когда не надо дистанционно учиться и работать. Именно наслоение рабочей и учебной рутины на восприятие образа «Мы дома каждый день, значит отпуск», вызывает трудности в коммуникациях между родителями и детьми.

Общие принципы. В ситуации адаптации и структурирования времени семьи, не лишне вспомнить об основных правилах позитивного воспитания:

  • Безусловное принятие («Люблю за то, что ты есть»): принятие ребенка таким, каков он есть, без условий и отрицательного оценивания; любить ребенка не за то, что он красивый, умный, способный, послушный, а просто так, просто за то, что он есть!
  • Активное слушание (Глаза-в-глаза): слушание с уточнениями, пересказом, повторением, благодаря которому ребенок получает информацию о том, что его слушают и понимают.
  • Эмоциональная поддержка («Я чувствую то, что ты чувствуешь»): присоединение к чувствам ребенка, понимание причин его тревог, страхов, агрессии и принятие их как истинных, требующих сострадания.
  • Общение («Мне интересно с тобой»): контакт с ребенком на принципах равенства, доверия, уважения с раннего детства; совместное прочтение книг, обсуждение, разъяснение сложного и др.
  • Совместная деятельность («Давай вместе»): участие в делах друг друга, благодарность ребенку за помощь, активность, инициативу; совместные игры, творчество, выполнение домашних дел и др.

Нужно помнить, что в разных возрастных периодах детства приоритетность принципов изменяется.

Ребенок до 1,5 лет находится в стадии «Общение, Я-Нужен». Поэтому особенно необходимо безусловное принятие ребенка, быстрый и адекватный отклик на его потребности, чтобы малыш получил много радости от общения с близкими, в первую очередь с мамой. «Обнимашки» нужны в любом возрасте, но только в этот период телесный контакт с мамой дает заряд на всю жизнь: «Я нужен, меня любят».

Малыш от 1,5 до 3 лет пребывает в стадии «Делать (уровень проб и ошибок)», поэтому его природную познавательную активность нужно своевременно удовлетворять. В данном периоде происходит закладка будущего ученика, студента, профессионала. Только нужно помнить: один ребенок не играет! И если у вас плохое настроение, то и игра не принесет нужной закладки на будущее. Чем больше у ребенка будет возможности и успехов в познавательных играх, тем легче и интереснее ему будет учиться в школе и в жизни.

С 3 до 6-7 лет – стадия «Общаться и думать». В этот период ребенок склонен сравнивать и определять, анализировать и классифицировать: игрушки, предметы, объекты окружающего мира, животных, людей и даже себя важно приписать к какой-то группе (например, мамы или папы). Поэтому нужно обеспечить удовлетворение интереса дошкольника в знаниях окружающего мира.

Школа. В этот период и проще, и сложнее. Проще, потому что основа личности ребенка уже заложена, он много что может делать самостоятельно. А сложнее, потому что снова родителям нужно пройти предыдущий путь, но на новом, более высоком уровне.

7 – 12 лет. Стадия «Делать», но уже на уровне формирования навыков. Если у младшего школьника не будет возможности проявлять себя как маленький естествоиспытатель, спортсмен, танцор, музыкант, повар и т.п. ему будет скучно и родителям придется туго.

12 – 16 лет. Стадия «Общаться и думать», но со сверстниками. И в этом самая главная проблема. Где найти сверстников в ситуации самоизоляции? Правильно, в соцсетях. Но, именно это родителям и не нравится. Родителям хочется, чтобы их ребенок демонстрировал приобретенные ранее (см. выше) навыки, хотя бы повара или оказывал помощь в уходе за младшими детьми, но нет. И придется согласиться, иначе период затянется.

От 16 и старше. Стадия «Делать» на уровне «Я почти все знаю». Здесь можно не волноваться тем родителям, которые свое родительство выполняли по вышеизложенным принципам. У вас есть свой педагог, повар, водитель, психолог и т.п. в зависимости от приобретенных навыков. Нужно только дать возможность им быть! В противном случае, если накопились взаимные упреки, лучше сделать паузу в отношениях и пока держать дистанцию, чтобы новые конфликты не усугубили. Небольшой таймаут позволит взглянуть на подросшего тинейджера, как на личность с собственным мнением. Может у вас даже получится начать диалог, если будете спрашивать его (ее) мнение.

Итак, подытожим, с одной стороны, жизнь приходится переструктурировать, что не очень хочется. С другой – есть возможность подумать над родительскими ошибками. Самое время исправлять! Так что будем использовать имеющуюся возможность для установления гармонии в семье, с детьми, т.е. с теми, кто дороже всего на свете!

В завершении напомню, что в воспитании детей есть только три «НЕЛЬЗЯ»:

НЕЛЬЗЯ наносить вред себе.

НЕЛЬЗЯ наносить вред окружающим людям.

НЕЛЬЗЯ наносить вред окружающей среде.

ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ — МОЖНО!   При этом, НЕЛЬЗЯ говорить слово «НЕЛЬЗЯ!

Удачи!

Модель депривации потребностей

Модель депривации потребностей

Графически модель представляет собой развернутую «пирамиду потребностей» А. Маслоу, включившую в себя вариант жизненной стратегии, который мы называем «отказом от самоактуализации». Центральной осью, задающим направление фактором являются первичные объектные отношения. Социальные уроки детства создают платформу вхождения личности в окружающий мир: интернализованные конфликтные паттерны поведения, встроенные в структуру психического превращаются в типичную картину невротического реагирования. И, наоборот, удовлетворение базовых потребностей обеспечивает продвижение индивида по вертикали саморазвития.

Аспект самоактуализации подчеркивает фокус нашего исследования – глубинный уровень обратной стороны саморазвития. Стремление к совершенству, идеальному образу «Я», вынуждает субъекта работать над собой, бессознательно следуя принципу долженствования: «Ты должен…». К. Хорни охарактеризовала данный феномен как «тирания долженствования». «Внутренние диктаты вытекают из ощущаемой человеком необходимости стать своим идеализированным «Я», и из его убежденности в том, что он может это сделать».

Невозможность соответствовать идеальному «Я» погружает субъекта в чувство вины и формирует комплекс неполноценности, что в совокупности проявляется в тенденции самонаказания и самодепривации. Венцом пирамиды самодепривации является формирующаяся Ложная Самость, в характеристике которой на первом месте – дезориентация в выборе жизненного пути, дезадаптивные взаимоотношения с социумом и депрессивное разочарование в самом себе.

Типы родительского воспитания и их последствия

Тип родительского

воспитания

Краткая

характеристика

Особенности

формирующейся

личности

Депривирующие типы воспитания

Контролирующий тип«Живи по нашим правилам, так как мы говорим» Ограниченные: свобода действий, выражения эмоций, потребностей. Строгий контроль и наказание за невыполнение требований. Проявление либидных чувств к ребенку – редко (или никогда). Тревожно-мнительный характер.  Вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми. Самооценка низкая. Неуверенность в себе. Тревожно-боязливое отношение к критике, замечаниям, инициатива снижена.
Гиперопека / предупредительный / гиперсоциализация«Все за ребенка сделаем сами» Лишение ребенка самостоятельного проявления активности как в деятельности, так и в принятии решения. Ограничение связано со страхом родителей за ребенка и желанием продемонстрировать свои родительские установки. Нарциссичный характер, инфантильное отношение к деятельности, мотивация избегания неудачи, стремление к превосходству, нарушенное чувство общности, длительное (часто неудачное) вхождение в профессиональную жизнь.
Гипоопека / безразличие/ непоследовательность«Главное, чтобы нам не мешал» Безразличное отношение к потребностям и запросам ребенка, перекладывание родительской ответственности на других людей. Воспитание по настроению, отсутствие четких воспитательных принципов. предпочтение внешних форм перед внутренними качествами. Конформный характер.Равнодушие и жестокость. Авантюризм, склонность к девиантному поведению.
Отвержение/Неприятие«Зачем ты нам нужен» Отталкивающее отношение, раздражение, многочисленные придирки по мелочам, частые наказания (физические и моральные), унижение личности, дискриминация прав ребенка, повышенные требования к исполнению обязанностей. Интровертированность характера, холодность, эмоциональная бесчувственность, враждебность к окружающему миру и в тоже время немотивированный страх, тенденция к психологической смерти

Органично-поддерживающие типы воспитания

Демократический «Мы вместе» / Поддерживающий «Я здесь» /Гармоничный тип / Органичное приспособление к потребностям ребенка «Что хочешь?» / Рассудительный «А ты как думаешь?» Удовлетворение актуальных потребностей ребенка (витальных, в общении, в деятельности), с учетом зоны ближайшего развития. Уважение мнения ребенка, соучастие в делах семьи, приобщение к социуму через сотрудничество. Совместное обсуждение всех семейных вопросов. Предоставление инициативы в принятии собственных решений. Активный в познании ребенок, компетентный, решительный, зрелый, добрый в отношениях, рефлексивный. Хорошо прогнозирует события, адаптивный, разбирается в людях, чувствительный, достаточно контактный, с развитым социально-перцептивным интеллектом

Требовательно-демократичные типы воспитания

Требования, побуждающие к развитию ребенка / Состязательный / Макиавеллевский тип воспитания«А тебе слабо?» Родители отмечают и восхваляют необычность, выдающееся, отличительное от других детей. В случае успеха – награда. Учат конкурировать, соревноваться, быть всегда первым: «Победа любой ценой». Важно интеллектуальное развитие детей, чувствование эмоций – слабость. Доминирующий тип.Самоуверенный, высокомерный, наглый, безразличный к интересам коллектива, сосредоточен на собственных интересах и выгодах, проявляет высокую активность и мотивацию к достижениям. Главное – результат. Социально смелый. Авторитарный.

 

Все типы депривирующего воспитания оставляют негативный след в психике ребенка, формируя и закрепляя черты тревожности, мнительности, робости, агрессии, раздражительности, девиантности и т.д. Отчуждение родителей от потребностей ребенка приводит к формированию самоотчуждения и дистанцирования от общества в целом. Ребенку, который вырос в депривационных условиях, сложно определиться с профессиональным выбором, с выбором друзей, партнера. Ему сложно понять самого себя, свои желания, практически невозможно безусловное принятие себя и других. Не сформирована главная характеристика психической зрелости личности – идентичность.

Деструктивные последствия депривационного воспитания нивелируются в процессе глубинной психокоррекции. Анализ и осознание детских переживаний позволяет снизить риск влияния интериоризированных объектных отношений на актуальную жизнь человека.