«Будь самим собой!

Веди себя непосредственно»                                                  П. Вацлавик

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ осуществляется в виде:

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ (ТЕРАПИИ)

В процессе ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ психолог, оказывает воздействие с целью изменения мыслей, чувств и действий людей таким образом, чтобы люди могли жить более эффективно.

Как правило, консультация помогает решить актуальные проблемы, за относительно короткое время.

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и за помощью они обращаются по различным поводам, психологическое консультирование подразделяется на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию:

  1. интимно-личностное консультирование рассматривает проблемы, связанные с психологическими или поведенческими недостатками, от которых человек хотел бы избавиться;

  2. семейное консультирование рассматривает вопросы, возникающие у человека в собственной семье или в семьях близких для него людей;

  3. психолого-педагогическое консультирование рассматривает вопросы, связанные с процессом обучения и воспитания детей;

  4. деловое консультирование – связано с решением людьми деловых проблем. Например: вопросы выбора профессии, организации его труда, ведения деловых переговоров и т.п.

В процессе консультирования психолог помогает клиентам выходить из депрессивного состояния, связанного с эмоциональными потерями в прошлом, справляться с текущими проблемами, переживать переходные периоды, принимать решения, выходить из кризисных ситуаций, развивать специфические жизненные умения и др.

Иногда цели консультирования разделяют не цели, связанные с исправлением (коррекцией), а цели, связанные с обеспечением роста или развития.

Разделительная линия между исправлением слабостей и развитием сильных сторон является нечеткой. Достижение как целей, связанных с коррекцией, так и целей, связанных с развитием, может обеспечивать выполнение профилактических функций.

Задачи развития – это задачи, с которыми люди сталкиваются на разных этапах своей жизни. Например, это переход к независимому существованию, поиски партнера, воспитание детей и адаптация к старости. Для достижения целей, связанных с раз­витием, необходимо как подавление негативных черт, так и усиление положительных качеств. В консультировании большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта и сохранению душевного здоровья, что подразумевает реализацию творческих способностей, автономию; социальную реализацию и способность сосредоточиться на решении проблем.

«Люди как дикобразы: порознь – холодно,

а вместе – колко»

З. Фрейд

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ осуществляется, если есть необходимость в исправление недостатков психологии или поведения человека.

Психокоррекция ориентирована на клинически здо­ровую личность людей, имеющих в повседневной жиз­ни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь, либо ставящих перед собой цель развития лич­ности.

В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа людей.

По содержанию различают коррекцию;

  • познавательной сферы (мышление, речь, память, внимание, восприятие и др.);

  • личности;

  • аффективно-волевой сферы;

  • поведенческих аспектов;

  •  межличностных отношений;

  • внутригрупповых взаимоотношений (семейных, суп­ружеских, коллективных);

  • детско-родительских отношений.

По форме работы с клиентом различают коррекцию:

  • индивидуальную;

  • групповую: в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.); в открытой группе для клиентов со сходными про­блемами; смешанную форму (индивидуально-групповую).

ПСИХОТЕРАПИЯ близка к психологической коррекции и выступает, по сути, особой ее частью, связанной с лечением нарушенного поведения при помощи психологических приемов.

Психотерапия чаще всего обращена к личностным проблемам, ставящим человека на грань психических нарушений или даже переводящим за эту грань, с чем связаны тягостные переживания, нарушения социального поведения, изменения сознания и самосознания, и пр. Изначально была связана именно с лечением психических и психосоматических заболеваний психологическими средствами, но позже распространилась вообще на случаи психического неблагополучия, в том числе в пределах нормы, на внутренние конфликты, депрессии, тревоги, страхи, нарушения общения и связанные со всем этим переживания.

Методы психотерапевтического воздействия зависят от психологического направления, в русле которого работает психолог.

Я являюсь последователем психодинамического направления, разработанного академиком Украины, доктором психологических наук, профессором  Тамарой Семеновной Яценко – метод Активного социально-психологического познания (АСПП).

Метод АСПП интегрирует психоаналитический, гуманистический и феноменологический подходы в психологии.

Задачи метода: развитие рефлексивного потенциала, социально-перцептивного интеллекта, коррекция эмоциональных переживаний личности, оказывающих травмирующее воздействие на психику, препятствующих нормальному эмоциональному самочувствию и общению с родными, друзьями, коллегами, а также достижение внутреннего спокойствия, целостности, гармонии и психологического комфорта.

В качестве основной методики глубинно-психологического анализа внутриличностных проблем используется методика «Психоанализ комплекса тематических рисунков» (Т. С. Яценко).

Методика целостного анализа комплекса тематических рисунков дает возможность объективировать инфантильные формирования тех или иных характеристик психики, которые нуждаются в психокоррекции или психотерапии.

Комплекс тематических рисунков состоит из 38-40 тем, которые подобраны таким образом, чтобы при их выполнении актуализировались эмоциональные аспекты опыта, отношения к пережитым ситуациям, субъективное видение себя и собственных отношений с другими людьми. Рисунки позволяют объективировать разнообразные аспекты психики, связанные с влиянием семьи, отношением к другим людям, к самому себе, к пережитым событиям, к образованию, профессиональному росту, к своему будущему.

Комплекс тематических рисунков:

  1. Человек под дождем;

  2. Мужчина, женщина и я;

  3. Несуществующее животное;

  4. Восприятие прошлого, которое уже нельзя исправить;

  5. Восприятие близкими моего несуществования;

  6. Человек, которого я люблю;

  7. Человек, которого я не люблю;

  8. Человек, которого я уважаю;

  9. Драматическое событие моей жизни;

  10. Я — реальное, Я — идеальное;

  11. Обычное психическое состояние близких мне людей;

  12. Как меня видят (видели в прошлом) родители и я сам;

  13. Как меня видят люди, как я вижу себя сам;

  14. Радостный день в семье;

  15. Человек, которого я отчуждаю;

  16. Человек, который психологически не существует;

  17. Наиболее значимый для меня человек;

  18. Мой обычный день;

  19. Мое обычное эмоциональное состояние;

  20. Мои желания;

  21. Конфликт;

  22. Человек, которого я боюсь;

  23. Моя семья теперь;

  24. Идеальная семья;

  25. Я в семье родителей;

  26. Семья в мое отсутствие. Я вне семьи;

  27. Кризис и этапы выхода из него;

  28. Моя мечта;

  29. Мое прошлое;

  30. Мое будущее;

  31. Путь моей жизни;

  32. Как меня видят в служебной ситуации;

  33. Я иду навстречу беде;

  34. Восприятие несчастья;

  35. Восприятие счастья;

  36. Восприятие близкими (родными) друг друга;

  37. Карта моей психики.

Передавать сложный психологический смысл бессознательного в рисунках не учили никого и никогда. У каждого индивида этот процесс неповторим. По мнению многих исследователей, уже дети могут передавать в рисунке символический психологический смысл. Проективный рисунок стимулирует выражение чувств, отношений, состояний и причин, позволяющих лучше понять содержание последних, их динамику и направление. Уже сам по себе процесс изображения, перевода личностно-значимого материала на язык линий красок может играть положительную роль, способствовать осознанию внутреннего мира, конфликтов, проблем, выделению и выражению существенного в них.

Сам по себе процесс рисования создает позитивный эмоциональный фон работы, как с отдельным человеком, так и с группой в целом; способствует мышечному раскрепощению, формирует активность поведения. Рисунок упрощает саму ситуацию работы, помогает во всех случаях возникновения трудностей вербального выражения психологического содержания.

Особенный психокоррекционный эффект обеспечивает методика целостного анализа комплекса тематических рисунков, через который удается проникнуть в глубинные аспекты психики, связанные с объективизацией внутренних противоречий субъекта. Благодаря целостному анализу комплекса тематических рисунков можно выявить логику бессознательного, которая подчинена инфантильным интересам «Я» и в каждом конкретном случае является непредсказуемой. Анализ рисунков строится, опираясь на феноменологический подход, учитывающий понимание и осознание смыслового содержания рисунка самим автором.

При анализе рисунка художественный уровень его выполнения во внимание не принимается. Речь идет, прежде всего, о представлении в нем сложной проблематики и эмоциональных переживаний при помощи «художественных» средств – цвета, формы, образа.

Психологическая диагностика

Возможно, вы уже давно хотите разобраться в себе, лучше себя понять, осознать свое предназначение, начните с психологической диагностики, вступите на увлекательный путь познания себя.

Психологическая диагностика — это исследование личности, которое позволяет получить информацию о врожденных способностях человека, структуре личности, ярко выраженных чертах характера и соответственно научиться их грамотно использовать.

У нас используются только стандартизированные тесты и методики, которые не продаются в свободной продаже и предполагают специальный уровень профессиональной подготовки.

 

По результатам психодиагностики составляется письменное психологическое заключение, которое отражает  точный психологический портрет человека.

Мы проводим психологическую диагностику:

  • в целях самопознания для составления индивидуального психологического портрета
  • в целях профориентации для диагностики профессионально важных качеств и подбора профессии
  • в целях уточнения содержания психологических проблем
  • в целях исследования познавательной и эмоциональной сферы ребенка
  • в целях изучения адаптации ребенка к детскому саду, школе
  • в целях прогноза возможных проблем в обучении детей
  • в целях изучения подростковых проблем
  • в целях обследования психологического состояния ребенка, взрослого для составления заключения в судебные инстанции, в органы опеки и другие официальные организации по их запросу
  • в целях психопрофилактики и решения супружеских конфликтов
  • в целях выявления предрасположенности к психосоматическим заболевания

Детская психологическая диагностика

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос здоровым, успешным и счастливым, чтобы он многого добился в жизни и развил свои врожденные способности. Но как узнать какие способности даны вашему ребенку от рождения? Они не всегда лежат на поверхности, и порой мы просто не понимаем своих детей. Психологическая диагностика располагает широким спектром методик, позволяющих наиболее полно и с разных сторон изучить вашего ребенка.

Виды диагностики ребенка:

  1. Диагностика личности, определения темперамента и характера вашего ребенка, исследования уровня тревожности, самоопределения ребенка в семье, взаимоотношения в семье, со сверстниками и взрослыми.
  2. Определение готовности ребенка к школе, какой наиболее оптимальный возраст для начала школьного обучения.
  3. Диагностика интеллекта позволяет определить какому возрасту соответствует умственное развитие вашего ребенка и вовремя скоррегировать и оптимизировать процесс обучения.
  4. Диагностика способностей помогает узнать врожденные способности ребенка, которые остается только помочь ему развить их.
  5. Профориентация, помогает определиться с направлением школы, ВУЗа, от чего будет зависеть вся дальнейшая жизнь вашего ребенка.